Великая мультипликационная война

анимапропаганда 1

Иные знатоки утверждают, что в Советском Союзе все искусство, включая мультипликацию, служило интересам партии, от пропаганды просто продыху не было! Плюнь в собаку — попадешь в плакат со Сталиным. Я по наивности тоже так думал, но оказалось, что пропагандистских мультфильмов в СССР было снято не так уж и много.

Отчасти это связано с тем, что молодой стране было не до движущихся картинок, да и товарищ Ленин важнейшими из искусств назвал кино и цирк, а про мультики ни словом не обмолвился. Сталин же к такого рода чудачествам дышал ровно, он все больше фильмы с Любовью Орловой уважал, и мультипликация долгое время была уделом досужих фанатиков при «Ленфильме». В 1925 году власти все-таки выделяют кое-какие копейки на короткие пропагандистские мультфильмы. Снимаются они на студии «Культкино» в технике вырезной перекладки, которую позже в своих мультфильмах для «Монти Пайтона» будет применять Терри Гиллиам.

Только после того, как на Московский кинофестиваль свою пленку с приключениями рисованной мыши присылает малоизвестный мультипликатор Уолт Дисней, правительство СССР тут же приходит в себя и учреждает в 1936 году студию, которая призвана стать главным поставщиком анимационного вооружения, — «Союзмультфильм»....

Почему же так мало анимированной агитационной продукции выпустил «Союзмультфильм» — ведь, казалось бы, студию учредили очень даже вовремя? В 1941 году мультипликаторов эвакуируют в Самарканд. Помещения у бедолаг нет, те сатирические крохи, что выпускает студия, создаются на коленке мультипликаторами, еще не ушедшими на фронт или не припаханными к созданию агитплакатов. Материалов не хватает, так же как и рабочих рук. Студия более-менее обустраивается к 1943 году, но тут эвакуация заканчивается, и приходится переезжать обратно в Москву. Из-за этой суеты рисованных агиток на изголодавшийся по мультикам фронт было поставлено критически мало.

Зато после войны «Союзмультфильм» не останавливается и, как будто в попытке реабилитироваться за вынужденное бездействие в тяжелый для Родины час, наверстывая упущенное, снимает, помимо прочего, немало мультфильмов как о Великой Отечественной войне, так и о холодной. Госзаказы на пропаганду прекратятся только с падением Берлинской стены. Все, воевать мультипликаторам уже не с кем.

 

анимапропаганда 2

«Сказ о том, как красный воин Коминтернов за буржуями летал», — поясняют нам авторы мультфильма. Начинается картина с демонстрации зверств уродливых монстров-буржуев, которые в буквальном смысле пьют кровь рабочего, лежащего у них на столе. Приходит Коминтернов, зло пучится, скалит зубы, и в панике кособокие упыри сгребают все свое богатство, садятся в космолет-галошу с нарисованной на боку свастикой и улетают на Марс. Коминтернов не теряется, рабочие и крестьяне по-быстрому сооружают свою ракету и пускаются за буржуями в погоню. Футуро-сюрреалистический черно-белый мультфильм выполнен в упомянутой выше технике вырезной перекладки и сейчас больше похож не на сатиру, а на какой-то спайсовый бэд-трип. Психопатическая жуть разворачивается на экране под бодрое бряканье пианино, что придает мультфильму странный, абсолютно не вяжущийся с визуальным рядом комедийный задор. Рекомендую посмотреть этот шедевр в озвучке нойз-рокеров Won James Won.

 

анимапропаганда 3

Еще одна жутковатая мультипликационная притча о борьбе рабочих и крестьян с проклятыми паразитами. В минималистичной манере литографной листовки нам показывают, как некий жирный нэпман чревоугодничает, самозабвенно заводя выпученные глаза к небу, обпивается до того, что падает и развратничает, заставляя явившуюся из воздуха девицу плясать чечетку на его животе. После всех этих антисоветских утех он произносит: «В Прибалтийский край», — и из его рта выезжает железнодорожный состав с надписью «В Ригу». Понятно, что все это иносказания и политические намеки на злобу дня, но мультфильм заканчивается довольно недвусмысленно: всех его участников, кроме рабочего и крестьянина, — нэпмана, двух священников «мертвой» и «живой» церкви, а также девицу — вешают на распростертых руках красноармейцев, которые превращаются после этого в новогоднюю елку. Примечательно, что это работа режиссера Дзиги Вертова, ставшего впоследствии отцом-основателем советского документального кино, и, видимо, финал этой басни продиктован тягой к реализму. Всех повесим, как игрушки на елке, — такая вот мораль.

 

анимапропаганда 4

По плавно шагающему Гитлеру можно догадаться, что к 41 году советские мультипликаторы ознакомились с творчеством Уолта Диснея и его «мультипликационным конвейером» и взяли на вооружение технику «послойного рисования». Мультфильм представляет собой сборник политплакатов. Первый объясняет, чего же хочет Гитлер, марширующий с окровавленным топором по испепеленной земле, усеянной гробами, и что он в итоге получит; второй плакат — это остросюжетный боевик, в котором фашистские подлодки, изображенные в виде несимпатичных, клыкастых щук с пушками на спине, пытаются прорваться к какому-то маяку, но их расстреливает советский флот; третий учит бороться с когтистыми гоблинами-фашистами в тылу; четвертый показывает нам в позорном виде мизерного Гитлера, который впадает в ступор, узнав о соглашении между Великобританией и СССР.

 

анимапропаганда 5

Фашистский зверь идет по Европе, земля горит под его шипованными подошвами, бомбы сыплются из его карманов, разнося в щепки разрозненные государства. Чехословакия, Дания, Голландия, Бельгия, Франция, Югославия, Греция — все в труху! Вот свиное рыло с характерными усиками, истекая слюной, подкрадывается к СССР. Бац, бац, бац — серия хуков от кулака с татуировкой звезды, и агрессор оглушен! Тревожная музыка сменяется торжественной песней о том, как все рады пойти в бой за товарищем Сталиным против «фашистских варваров».

 

анимапропаганда 6

«Мульт-сатира в 3-х аттракционах». Каждый из «аттракционов» представляет собой довольно незамысловатую зарисовку на тему имперских амбиций карикатурного, мерзкого Гитлера с мелкими редкими зубами и огромной челкой, свисающей почти до подбородка, как у Джерри Онли из The Misfits. Вот он дрессирует трех собачек: Муссолини, Хорти и Антонеску, — вот беседует с мертвым Наполеоном, и тот советует ему «ложиться рядом», а вот безуспешно жонглирует факелами, стоя на пороховых бочках, каждая из которых — страна Европы. Все просто и действенно.

 

анимапропаганда 7

Мультфильм-памфлет, снятый по мотивам сатирической комедии Евгения Петрова «Остров мира». Типажи главных героев разрабатывал не абы кто, а сам Борис Ефимов — классик отечественной политической карикатуры, единственный художник, нарисовавший карикатуру на Сталина и проживший спокойно до 107 лет. По сюжету миллионер мистер Уолк напуган гонкой вооружений и грядущим ядерным апокалипсисом, он сетует на то, что человечество сошло с ума от войн, и воздыхает о мире, как какой-нибудь Далай-лама. Прихватив семью, Уолк отправляется на необитаемый остров, который он нарекает «островом Мира», заявляя при этом лопоухому сынку с дробовиком, что не потерпит оружия на своей земле. Однако, когда на острове обнаруживается нефть, Уолк, чтобы отбиться от набежавших конкурентов, достает из подпола кучу автоматов-гранатометов, вызывает на помощь линкоры и авианосцы и устраивает настоящую Третью мировую войну.

 

анимапропаганда 8

Мультфильм по сценарию Александра Медведкина критикует так называемый план Маршалла. Как известно, СССР выступал против доктрины Джорджа Маршалла, разработавшего программу действий по восстановлению разрушенной войной Европы. Советы усмотрели в ней угрозу своим интересам. Несмотря на актуальную и по сей день критику капитализма, мультфильм в итоге запретили к показу. По сюжету в нищую страну зайцев прибывает некий мистер Удав и обещает ушастым простофилям по семь новых шкурок взамен старых. Вскоре зайцы сдают свою одежду в обмен на обещания, но к зиме подлый благотворитель отменяет свой указ, заявив в заячьей прессе, что «для того, чтобы зайцы не замерзли, для них отгружается семь пароходов сигарет». Заканчивается мультфильм довольно странно: до голых зайцев, сидящих у костра, доходит, что их обманули, но они ограничиваются лишь тем, что швыряют газету в огонь и говорят, что с них хватит, они проживут и без мистера Удава. Видимо, из-за такой вот скомканной концовки, в которой никто не сверг ни Удава, ни его волков, мультфильм и был запрещен к показу и пролежал на полке Госфильмофонда. Режиссера разжаловали в художники-мультипликаторы, всем причастным к утверждению картины в показ объявили выговор. Медведкина же вовсе уволили из «Союзмультфильма», запретив студии сотрудничать с ним. Впрочем, может, оно и к лучшему: впоследствии он стал работать в жанре документальной публицистики и насобирал за свои работы кучу государственных наград.

 

анимапропаганда 9

Авантюрный мультфильм, ориентированный строго на детскую аудиторию, о подрывной деятельности пионеров. У школы в небольшом городишке останавливается фашистский танк и нарушает мирное пионерское существование. Школу захватывают глупые носатые оккупанты во главе с лопоухим фюрером в кожаном плаще. Назначив в городе полицая, фашисты начинают бесчинства: сжигают учебники, глобус и заводят патефон. Казалось бы, надо ученикам радоваться: учебники горят, в школу можно не ходить. Но не такие они, советские дети. Пионеры пытаются выбить захватчиков из школы. В подвале разрушенного дома они организуют подпольный клуб. На спиритическом сеансе, при свете свечей, они снимают с шеи пионерские галстуки, которые после коллективного прочтения особого заклинания сливаются в одно большое красное знамя. Его-то с боем и водружают юные партизаны над школой. Знамя, в свою очередь, разверзает небо и землю, откуда, как всадники апокалипсиса, обрушиваются на врагов красные танки и самолеты! Партизанский экшен с налетом мистики должен был воспитать в детях священный пиетет перед галстуком-оберегом и карательным знаменем, повергающим в ужас врагов, как крест — вампиров.

 

анимапропаганда 10

Еще один рисованный нож в спину кровопийцы капитализма. Стильная антиутопия рассказывает о жизни в безумном, полыхающем рекламой мегаполисе. Безработный чувак в джинсовом костюме устраивается в тир к толстому улыбчивому буржую в тирольской шляпе с пером. Сперва главный герой просто переворачивает отстрелянные мишени, но за двойную плату согласен быть живой мишенью. Эксплуататор в восторге, голодная до развлечений публика валом валит в тир и палит в верткого паренька. Затем бедолага влюбляется в девушку, подметающую гильзы, они неплохо живут вместе, работая живыми мишенями, но, когда главный герой в красочной психоделической галлюцинации видит, что в тире обречены жить и также каждый день уворачиваться от пуль их дети, он плюет в морду щедрому работодателю и уходит прочь. А гигантский равнодушный город как жил, так и живет, и изворотливый буржуй находит новую пару безработных. Думаю, если б этот мультфильм показали выжившим в США в 1979 году хиппанам, им бы точно понравилось. Безумный фри-джазовый саундтрек, общее визуальное оформление, в котором поп-арт замешан с психоделикой и сюрреализмом, да и общая социалистическая мораль фильма — месиво, подходящее для бородатых волосачей, навеки застрявших в 60-х.

 

анимапропаганда 11

Разумеется, передовиками в производстве мультипликационных вооружений были и остаются США. К делу штампования анимационной агитации были привлечены гиганты того времени: студия Уолта Диснея, Warner Bros. и MGM. Они снарядили своих героев на войну c «осью зла», и те от души навешали Гитлеру, Хирохито и Муссолини смачных пендалей и звонких оплеух.

Стоит отметить, что Уолт Дисней до войны тесно сотрудничал с Геббельсом и был одним из главных противников ввязывания США в «европейскую войну». Он считал, что нужно дать немцам разгромить большевиков. Но после того, как США втянули во Вторую мировую, отступать ему было некуда. Зрители Германии были уже потеряны, и Уолту, как и его конкурентам, начали поступать заказы от министерства обороны. Когда какой-то любопытный журналист выяснил, что на производство военных мультфильмов деньги берутся из бюджета страны, вспыхнул нехилый скандал. Дело в том, что правительство США тогда активно призывало страну экономить, повышало налоги, агитировало граждан отдавать последнее на нужды фронта, и какие-то там мультики за бешеные деньги показались обывателям пустой тратой средств. Однако скандал вскоре утих — американская пропагандистская машина сделала свое дело.

анимапропаганда 12

Первую сатирическую агитку под названием «Похороним Ось» снял пионер американской кукольной анимации Лу Бунин. В этой зарисовке с незамысловатым сюжетом высмеиваются лидеры стран «оси»: психованный Гитлер, который убивает всех, даже аиста, который приносит его в родной дом; Муссолини, изображенный в виде бульдога (где-то мы это видели); змееподобный, скользкий гад Хидэки Тодзио. Втроем они катят на сатанинском танке, из которого в разные стороны торчат пушки, но орудие союзников еще больше — от него-то и погибают злодеи.

 

анимапропаганда 13

 

Еще одна пародия на лидеров стран «оси». Здесь действие разворачивается на птичьем дворе, где из черного яйца вылупляется сумасшедшая крикливая утка, начинающая толкать телеги на тарабарщине и обклеивать весь двор обоями со свастикой. Вскоре к ней присоединяется дебиловатая утка, подбородком напоминающая Муссолини, а после приплывает еще одна, с прикусом японского премьера Тодзио. Конец уток-диктаторов вполне предсказуем: все оборачивается классической массовой потасовкой, которую устраивает прежде равнодушно взиравший на все голубь-гедонист в лавровом венке, символизирующий демократию.

 

анимапропаганда 14

Самый плодовитый режиссер студии Warner, снявший 266 мультфильмов, создатель образа Розовой пантеры, Фриц Фрилинг натравил на всеобщего любимца публики Багза Банни немецкого увальня с ружьем. Классический сюжет с охотником приобретает политическую окраску, когда оказывается, что увалень — нацист. Как и в большинстве других пропагандистских мультфильмов, авторы не боятся высмеивать антигероя по национальному признаку: акцент, костюм и т. д. Отчасти из-за шуток над национальностью, да и вообще нетолерантного поведения мульт-героев большинство мультфильмов того времени запрещено в нашу эпоху политкорректности.

 

анимапропаганда 15

Мультфильм также запрещен к показу и осужден американской общественностью. На этот раз жертвами стали японцы, которые показаны такими идиотами, что с ними и воевать не надо — они сами себя уничтожат. Верх неполиткорректности! В мультфильме представители Страны восходящего солнца не умеют ничего — ни играть в бейсбол, ни готовить, ни одежду шить! Про технику и говорить нечего: самолеты запускаются из гигантской рогатки, а вместо шасси у них японец на велосипеде. По своей разрушительной силе этот мультфильм можно приравнять к бомбе «Малыш», сброшенной американцами на Хиросиму.

 

анимапропаганда 16

Эта агитка по праву занимает 22-е место в списке 50 величайших мультфильмов. Классическая комедия о тяготах простого рабочего в Третьем рейхе. Главному герою, бедолаге Дональду, приходится постоянно зиговать и орать «Хайль Гитлер!», есть хлеб, который можно распилить только ножовкой, и крутить снаряды, прямо как Чарли Чаплину в «Новых временах». Эти лишения он терпит под назойливую песенку о лице фюрера, которое ведет всех к победе. Кстати, музыкальная тема в мультфильме, написанная Спайком Джонсом, — пародия на настоящий гимн нацистской Германии.

 

анимапропаганда 17

Главный герой мультфильма снова Адольф Гитлер. Обеспокоенный тем, что его самолеты не долетают до Москвы, он решает самолично отправиться на бомбардировку столицы и выяснить, в чем дело. Но в самолет по воздуху проникают «гремлины из Кремля». Основная джазовая тема построена на мелодии песен «Эй, ухнем» и «Очи черные». Под нее, приплясывая, странные маленькие существа в папахах, с усами и в сапогах разбирают самолет Гитлера. Очень странный подход к изображению союзных войск: получились какие-то милые, но шкодливые, нелепые уродцы. Над Сталиным, однако, шутить не решились: в драке гремлины показывают Гитлеру лик вождя народов — и тот падает в обморок.

 

анимапропаганда 18

Отец Багза Банни, Даффи Дака, Друпи и еще десятка других звезд Looney Tunes не остался в стороне от боевых действий и сделал антигитлеровский мультфильм по мотивам сказки про трех поросят. Два поросенка строят домики из хвороста и соломы, поют песенки и смеются над третьим братом, который роет окопы для своего дома-крепости. Третий поросенок-милитарист стыдит братьев, показывает им последние сводки с фронта: Волк собирается напасть на Свинляндию, но оказывается, что легкомысленные поросята уже давно подписали с Волком пакт о ненападении. Несмотря на явный намек на внешнюю политику СССР, братья в ходе битвы неотличимы друг от друга, и вклад каждого из них в общую победу одинаково важен. Весь мультфильм «три веселых друга» гонят Волка и мстят врагу за «сожженную хату».

 

анимапропаганда 19

Упущением было бы с моей стороны не отдать дань уважения такому герою Великой мультипликационной войны, как Даффи Дак. Он плечом к плечу сражался с Багзом Банни на передовой (есть целый сборник из 11 мультфильмов Bugs & Daffy: The Wartime Cartoons). В этом выпуске шепелявая черная утка отправляется в тыл врага и терроризирует нацистского ястреба с его нелепым очкастым адъютантом Шульцем.

 

анимапропаганда 20

Диснеевский пропагандистский мультфильм, рассказывающий о том, как детям в нацистской Германии промывают мозги и превращают маленьких невинных созданий в жестокие машины для убийств. В рамках своей агитационной деятельности нацисты извращают смысл всеми любимых сказок (в частности — «Спящей красавицы»). Я уже говорил, что Дисней тесно сотрудничал с Рейхом (повторю я это и ниже), но, когда Уолт затребовал за первый полнометражный мультфильм «Белоснежка и семь гномов» какую-то баснословную сумму, Геббельс не только отказался платить, но еще и натравил на него все немецкие СМИ. Кроме того, Йозеф и сам разразился пылкой статьей, в которой говорил, что истинная суть национальной немецкой сказки исковеркана голливудскими киноделами, все это дешевый китч и чепуха. Видимо, мультфильм 1943 года — это своеобразная месть Диснея за проваленную премьеру в Германии.

 

анимапропаганда 21

Мультфильм снят студентами Университета Хардинга под руководством продюсера Джона Сазерленда и мультипликаторов Уильяма Ханны и Джозефа Барберы, будущих создателей «Флинстоунов», «Джетсонов», «Тома и Джерри» и многих других произведений анимационного искусства. Мультфильм снят в самом начале холодной войны. Позже студенты Университета Хардинга на государственные деньги состряпают под руководством Сазерленда еще несколько антикоммунистических мультиков, которые будут демонстрировать американским школьникам. По сюжету в родимой матушке-Америке появляется некий торговец по имени мистер Утопия и встречает кучку граждан: рабочего, крестьянина, капиталиста и правозащитника. Каждый из них чем-то недоволен: кто боссами-кровопийцами, кто рабочими-лентяями, кто несоблюдением свобод, а кого и вовсе не устраивает все это хлопотливое мироустройство. Мистер Утопия предлагает дерущимся обывателям новое универсальное лекарство — «ИЗМ»: у одних вырастут зарплаты, у других — доходы, больше не будет никаких забастовок, не нужно будет беспокоиться о голосах избирателей, а фермеров ждут небывалые урожаи. Но есть одно условие: нужно подписать договор, по которому взамен этих благ придется отдать свою свободу. Дальше нам рассказывают о самой распрекрасной стране Америке, где распрекрасно живется лишь потому, что у всех благословенных американцев есть свобода, а другим живется плохо, потому что свободы у них, дураков, нет. Граждане выпивают снадобье доктора Утопии и оказываются в страшной тоталитарной России, где нет ни собственности, ни работы, ни денег — все как Леннон завещал в песне Imagine.

 

анимапропаганда 22

Запись в дневнике Геббельса: «Я подарил 12 фильмов о Микки Маусе на рождество Вождю! Он очень обрадовался этому. Очень счастлив получить это сокровище». Гитлер  возлагает большие надежды на немецкую анимацию, и в 1941 году министерство пропаганды учреждает общество по производству мультфильмов — Zeichenfilm. Руководителем назначают Луиса Зеля, который приезжает в Германию из Рио-де-Жанейро. Первым заданием Луиса было создание большого анимационного фильма о горном духе Рюбецале, но проект провалился из-за плохой организации. После этого случая Луис пропадает из поля зрения историков, а Геббельс в 1942 году создает студию Deutsch Zeichenfilm GmbH. Далее сменяется несколько условных художественных руководителей студии. По сути, люди эти для истории не важны и свои посты занимали чисто формально, главным худруком студии всегда был Геббельс.

К сожалению, до нас дошло не так много пропагандистских мультфильмов. Жестоких, едких карикатур на лидеров стран Объединенных Наций здесь не увидишь, остались только относительно безобидные мультфильмы, в которых едва-едва просвечивает хоть какой-то намек на пропаганду нацистских ценностей и высмеивание врагов, но не более того.

 

анимапропаганда 23

Мультфильм предназначался для жителей оккупированной Франции и изобличал американских союзников, которые здесь изображены в виде любимых всеми мульт-героев: Микки Мауса, Гуфи, моряка Папая и кота Феликса. Лондонский радиодиктор с типичной семитской внешностью рассказывает о том, что на помощь Франции идут союзные войска. Глупые обыватели радуются, но вероломные мультяшки сбрасывают бомбу на французский домик. Бабах — наивное семейство убито, на руины приземляется ангел смерти с косой. Слабый, но все же какой-никакой ответ Гитлера на все эти оплеухи и пинки, которыми его осыпали в мультиках.

 

анимапропаганда 24

Целиком мультфильм не сохранился, остался лишь отрывок из документальной картины о немецкой анимации Третьего рейха. Главный герой — заяц-левак; он лежит на траве и всем мешает. Мать отправляет надоевшего лоботряса в армию. Параллельно нам показывают устройство лесной армии, в которой осы — это летчики люфтваффе, а ежи — пехота со штыками и узнаваемыми немецкими касками на голове. Сообща лесные жители расстреливают еврейского лиса и ликуют, когда тот бежит, поджав хвост.

 

анимапропаганда 25

Снятый в оккупированной Праге антисоветский мультфильм рассказывает о любви двух рыбок. Возлюбленную главного героя похищает злой осьминог, с виду типичный большевик — одноглазый, в папахе и остроносых сапогах. Ведет себя этот тип тоже так, как и подобает советскому злодею: похитив невесту, он начинает плясать перед ней «казачка». Возмущенные таким беспределом морские жители ополчаются против тирана и сообща атакуют его штаб в затонувшей шхуне.

 

анимапропаганда 26

Сказка о маленьком золотом дереве. Оригинал также не сохранился, уцелел лишь отрывок. По сюжету елка захотела иметь золотые листья. Однажды ночью ее мечта сбывается, но тут приходит грабитель с характерным носом, в ермолке, с бородой и обрывает все листья. Чем закончилась сказка, неизвестно, но, думаю, и тут нацистские пропагандисты особо умничать не стали и сделали так, что все лесные жители объединились, наказали вора и вернули золото народу, который, наверное, и символизирует елка.

 

анимапропаганда 27

Первый полноценный фильм геббельсовской студии — целых 17 минут! Для работы над ним были наняты поляки, французы и русские эмигранты. После премьеры Геббельс записал в дневнике: «Первый мультфильм, созданный ими, в некоторых отношениях довольно слаб, но все же это хорошее начало». Сюжет таков: канарейка сбегает из своей клетки вслед за синицей, но на воле героя поджидает множество опасностей — остальные птицы агрессивны, всюду идет жестокая борьба за существование. Помыкавшись по городским улицам, герой находит  другую такую же клетку с канарейкой-девочкой внутри и изо всех сил ломится к ней. Исследователи утверждают, что через весь мультфильм  красной нитью проходит пропаганда нацистской доктрины о «крови и почве». Если это и пропаганда, то настолько завуалированная, настолько тонкая, что ее даже и не видно. Все эти фашисты оказались в деле мульт-пропаганды куда меньшими варварами, чем их рисовали мы и наши союзники. Кстати, ответственным за музыку в мультфильме был Оскар Сала, который позже прославится своим саундтреком к «Птицам» Хичкока.

 

анимапропаганда 28

Глупой гусыне, в честь которой и назван фильм, с самого рождения претит деревенская жизнь. Она только прихорашивается, любуется собой и совсем не хочет делать гусиных дел. Однажды  ее замечает лис, появление которого сопровождается еврейской мелодией, сыгранной на флейте. Лис заманивает гусыню, пытается сожрать — но угадайте, что происходит? Правильно: все как один жители скотного двора встают под ружье и бегут вызволять зазнавшуюся птицу. Здесь, конечно, мотив «крови и почвы» (равно как и антисемититская риторика) прослеживается явно, но назвать это пропагандой язык не поворачивается! В деле изготовления мультипликационного оружия фашисты точно не преуспели и проиграли на всех фронтах! Кстати, режиссеру мультфильма Гансу Фишеркозену союзники дали три года тюрьмы за сотрудничество с нацистами. Притом что он снимал такие вот вполне невинные мультфильмы, подходящие для семейного просмотра даже в самой пуританской семье.

 

blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Последние посты