Смотреть или не смотреть: «Мистер Робот»

Но кажется, не все так плохо, и спасение все же есть, тем более все наперебой пишут о нем в социальных сетях. Ну а что еще обсуждать в социальных сетях летом, если не сериалы? Тем более людям, у которых нет жизни? Имеется в виду, естественно, «Мистер Робот». Сериал про хакера-аутиста, или, как про него еще пишут, «молодого программиста Эллиота, страдающего диссоциальным расстройством личности». Очень странный это аутист, надо сказать, довольно социальный для человека с таким диагнозом: принимает наркотики, спит с женщинами, общается с соседями и на самом деле особых проблем в коммуникации не испытывает. При этом он, конечно, успешно строит рожу «странного парня» — так, что нам сразу становится понятно, что перед нами аутист.

1 мистер робот

В общем, этот аутист работает на «Корпорацию зла» (они это что, серьезно?). А корпорация точно «злая»: в ней трудится противный, подлый капиталист-карьерист, к тому же извращенец. Видимо, там все такие. На хакера-аутиста выходят другие хакеры-аутисты (а что, бывают хакеры — и чтобы не аутисты?), среди которых мерзкий Кристиан Слэйтер. Хотя они все не самые приятные люди, но это другая история. Подпольные хакеры уговаривают нашего аутиста бороться с мировым капитализмом, и, кажется, он в общем-то не против. Еще ему нравится девушка (страшная!), а у нее есть молодой человек (идиот! Впрочем, не такой уж и идиот, потому что изменяет ей — с симпатичной). Да, начальник у него гей. В общем, та еще компания. И вот вся эта история тянется-тянется, тянется-тянется — прошло уже четыре серии, а сериал все разгоняется и разгоняется. Четвертая так и вовсе большей частью посвящена ломке и галлюцинациям хакера. Если бы это еще было искусно снято, другой вопрос. Но ведь скукота же.

...

На самом деле вовсе не удивительно, что сериал тягомотный: режиссирует картину датчанин Нильс Арден Оплев. Он в 2009 году снял шведско-датскую «Девушку с татуировкой дракона», после чего его пригласили в Соединенные Штаты. Там он сделал «Одним меньше». Никогда бы не подумал, что фильм, в котором всех убивают, может быть настолько скучным, но стараниями Оплева он таким и получился. А сейчас вот он балует зрителя своим фирменным датским темпом в «Мистере Роботе». Бедные фанаты сериала, у которых нет жизни, при отсутствии альтернативы вынуждены смотреть то, что им настойчиво рекламируют в соцмедиа другие люди без жизни. И приходится восхищаться этим — потому что больше вроде как нечем.

Не свидетельствует ли сложившаяся ситуация о провале «самой важной формы современной культуры»? Пора бы уже и признать, что сериалы — это так себе. Но кажется, это произойдет не скоро, и вот почему.

В свое время британский философ Фрэнсис Бэкон предположил, что адекватно познавать и воспринимать окружающий мир обществу мешает то, что он назвал «идолами», и даже выделил четыре их разновидности — идолов рода, пещеры, театра и площади. Каждый из них «отвечает» за свое. Например, из-за влияния идола пещеры человек редко может выйти за пределы собственного мира ограниченных взглядов. А они всегда ограниченны, какими бы широкими ни были. С тех пор как Бэкон придумал своих идолов, мало что изменилось, правда теперь к ним добавились новые — например, «идол моды». Он заставляет нас, с одной стороны, неуклонно следовать повестке дня, а с другой, порождает общий интерес к тому или иному культурному продукту. При этом чем больше артикулирован интерес, тем сильнее необходимость высказываться о нем — иначе возникает риск прослыть радикально немодным.

2 мистер робот

Очень часто эти культурные продукты, о которых говорят все, не стоят того колоссального внимания, что к ним приковано. Их забывают с невообразимой легкостью и быстротой, хотя еще вчера рьяно обсуждали, называя «новым словом в культуре», будь то сериал или фильм. Потому что проходит время — и об этом «новом слове» никто не вспоминает, ибо некогда: все обсуждают очередное новое слово, сказанное в культуре. Этих новых слов так много, но, кажется, ни одно из них не остается в истории. Срок их жизни крайне мал и ограничивается новым сезоном, если речь о сериале, или промежутком времени до выхода следующего американского блокбастера, если речь о фильме. Например, хватит писать о новом «Терминаторе» — пора бы уже обсудить и «Человека-муравья».

Вы потребляете именно то, что сейчас модно и о чем все говорят. Вы знаете, что теперь самый модный сериал — «Мистер Робот», и смотрите именно его. Раз все говорят и хвалят, значит надо обязательно посмотреть. Но завтра сериал кончится, и все будут обсуждать новый крутой сериал или новый сезон старого крутого сериала. Все следуют повестке, навязанной даже не столько логикой современной популярной культуры, сколько социальными медиа, которые неспособны выйти за пределы этой логики. При этом выхода, кажется, нет, и никакая альтернатива невозможна.

Или все-таки возможна?

Альтернатива есть, но, к сожалению, она находится в пределах все той же логики «идола моды». Речь, например, о британском сериале «Люди», о котором тоже все судачат. Конечно, не так много, как о «Мистере Роботе», но все же судачат. Ничего не попишешь, люди — странный народ, и хорошие сериалы любить могут. Редко, но могут. Реально крутой и такой же неспешный, как и «Мистер Робот», сериал про этические и социально-культурные проблемы, с которыми человечество столкнется, если киборги будут жить среди нас. Там хотя бы есть над чем подумать. Однако про это шоу надо писать отдельно.

3 мистер робот

blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Последние посты