Смертоносное чувство: топ фильмов о криминальных парочках

crim-1

По общему признанию, фильм «Бонни и Клайд» положил начало кинематографу Нового Голливуда. Хотя «новые» режиссеры (Спилберг и компания менее инфантильных авторов) начнут снимать чуть позже, а сам Артур Пенн все же был постарше, именно в его работе, наделавшей много шума в медиа, зритель впервые увидел новую репрезентацию насилия на большом экране. Сегодня это насилие, конечно, выглядит смешным, но тогда зрителям было не до шуток. Впрочем, в фильме столько комедийных моментов, что они нивелирует всю хваленую «жестокость». А что касается парочки голубков — разумеется, хоть они и стреляют куда не лень, до жутких маньяков им еще далеко. Уоррен Битти и Фэй Данауэй были тогда в соку и скорее привлекали зрителя, нежели отталкивали. Да и не парочка они вовсе — у них целая бандитская команда набралась. Настоящая чета бессовестных маньяков появится лишь два года спустя. Но из истории кино про криминальных любовников фильм не вычеркнешь — надо смотреть....

 

crim-2

Она — жирная, противная медсестра с кучей комплексов. Он — престарелый ловелас и альфонс. Они познакомились по переписке и, встретившись, поняли, что им суждено быть вместе. Кто-то проводит медовый месяц в романтическом уединении — в горах, в лесной глуши, на озере (подчеркните нужное), кто-то путешествует по экзотическим странам. А Марта Бек и «Рэй» Фернандес проводят медовый месяц, мягко говоря, не как все: знакомятся с одинокими престарелыми богатыми женщинами (он — герой романа, а она как бы его сестра), а потом убивают их. Начинал снимать это кино никому не известный молодой режиссер Мартин Скорсезе, но, поскольку на съемках он валял дурака, его погнали грязными тряпками. Все знают правило: хочешь сделать хорошо — сделай сам. И сценарист Леонард Кастл (вообще, он был композитором, но его попросили сначала написать текст, а потом и снять фильм) так и поступил. К сожалению, фильм настолько обгонял время, что не стал таким же популярным, как например, «Ночь живых мертвецов», вышедшая годом позже. Между тем лента вполне могла бы войти в историю кино наравне с «Ночью…». Единственный фильм Леонарда Кастла. Кстати, создан на основе реальных событий. Ну а количество ремейков (все они в списке) свидетельствует о том, что картина на самом деле была весьма и весьма неплоха.

 

crim-3

Слоган фильма гласит: «В 1959 году многие люди убивали время. Кит и Холли убивали людей». Вряд ли, конечно, до и после 1959-го люди обходились со временем как-то иначе, а вот с тем, что не каждый год влюбленная парочка решается на многочисленные убийства, не поспоришь. Хотя «многочисленные» — громко сказано. Терренс Малик, к счастью, не стал философом, но, к сожалению, стал режиссером. Единственное, что извиняет Малика в его нынешних потугах снимать «как бы кино», — это его первый шедевр «Пустоши» и отчасти второй полушедевр «Дни жатвы». Еще одна вариация на тему любовников, не знающих препятствий на своем пути к счастью. Холли — с «глянцевым» сознанием, хотя и глупая, но все же явно не такая кровожадная, как мусорщик Кит. Так что Малик задает тон новому направлению в репрезентации «криминальных любовников», в которой он — доминирующий самец, а она — всего лишь жертва обстоятельств. Возможно, лучший с эстетической точки зрения фильм из представленных здесь.

 

crim-4

В тексте «Двадцать культовых молодежных фильмов», опубликованном в журнале «Ровесник» в 1997 году, некто Сергей Копытцев так анонсировал это кино: парень и девушка любят друг друга, а их «ублюдочные друзья» пытаются им помешать. Не знаю, как он смотрел фильм и смотрел ли вообще, но сюжет там совсем другой. Вероника (Вайнона Райдер) не хочет быть популярной, а он крутой аутсайдер. Джей Ди (Кристиан Слэйтер) предлагает ей убить ее подруг, тиранящих школу, и подстроить все так, словно это самоубийство, а она вроде как не против. Все у них идет хорошо да гладко, пока он не предлагает ей взорвать всю школу, будто все дети решили разом распрощаться с жизнью. Эта идея Веронике не кажется такой уж хорошей — теперь ей надо как-то нейтрализовать безумного маньяка. Прекрасная черная комедия. И снова во всем виноват он. А она так даже вроде как и ангел.

 

crim-5

Еще одна разновидность криминальных любовников, на этот раз в сюрреалистическом ключе. Он любит ее, а она любит его. И плевать, что он — Николас Кейдж, а она — Лора Дерн. Кто сказал, что уроды не имеют права на любовь? Ее злая мама пытается помешать их любви и строит им козни, всячески отравляя жизнь. Ну а какая мама хотела бы видеть зятем Николаса Кейджа? Гениальная режиссура Линча, такой же гениальный сценарий Барри Гиффорда, добротная игра актеров, сыгравших роли второго плана (Гарри Дин Стэнтон, Уиллем Дефо и немножко Шерилин Фенн), — и все недостатки Кейджа и его подруги по кадру как будто бы уже и не так заметны. И снова он во всем виноват, а она «просто любит его» и стала жертвой обстоятельств. Срок он отмотает за двоих.

 

crim-6

Вероятно, фильм наиболее полно отражает психопатологию представителя «белого мусора» в Соединенных Штатах. Здесь, правда, маньяк в паре, скорее, один, а она — очередная жертва обстоятельств, и, кажется, не очень злобная. Пара «нормальных людей» явно проигрывает актерскому дуэту криминальных любовников, исполняемых молодым Брэдом Питтом и Джульетт Льюис. Кстати, Льюис уже через год будет зажигать с Вуди Харрельсоном в «Прирожденных убийцах» и не повторится во многом за счет того, что здесь она играет «как бы жертву». Возможно, один из самых интересных фильмов 1990-х. Доминик Сена подавал большие надежды, когда снял это кино, а сегодня он клепает убогие фильмы с Николасом Кейджем — «Время ведьм» тому яркий пример.

 

crim-7

Возможно, это даже в большей степени тарантиновское кино, чем любой из фильмов самого Тарантино. В нем мы находим все самые интимные темы автора «Криминального чтива»: любовь к уютным американским кафе, почитание Элвиса, поклонение грайндхаусу. Терренс и Алабама Уорли не маньяки, но возлюбленные, вставшие на путь криминала. Он с легкостью может расстрелять сутенеров (если ему в туалете Элвис шепнет на ухо, что так нужно), а она готова забить до смерти гангстера крышкой от унитаза (или чем она там его била?). Но главные герои не злые люди — просто они хотят построить свое счастье на вырученные с продажи большой партии наркотиков деньги. К тому же эти наркотики попали к ним случайно. Тони Скотт определенно снял шедевр. И гений его проявился в том, что он оставил в фильме ровно столько Тарантино, сколько было нужно, — то есть всего.

 

crim-8

В середине 1990-х фильм Оливера Стоуна воспринимался как настоящее откровение, молодежь сходила по нему с ума и упоминала сразу же после «Криминального чтива». По прошествии стольких лет кажется, что фильм уж слишком претенциозный. Но в этой претенциозности что-то есть: может быть, именно благодаря ей сохраняется положительная энергия фильма. Вероятно, попытка стилистического извращения обусловлена тем, что Стоун, с одной стороны, хотел освободиться от диктата «тарантиновского духа» (Тарантино писал сценарий, и надо было сильно постараться, чтобы оставить все как есть, но максимально обезличить текст), а с другой — переплюнуть Тони Скотта, выпустившего свою «Настоящую любовь» на год раньше и тоже по сценарию Тарантино. Нельзя сказать, что у Оливера Стоуна не получилось. Очевидно, Микки и Меллори Нокс гораздо более мерзкие, чем мистер и миссис Уорли, но до «Убийц медового месяца» им как до Луны.

 

crim-9

«Кроваво-красный» — название не только фильма итальянского мастера Дарио Ардженто, но также и работы мексиканского автора Артуро Рипстейна. Этот «Кроваво-красный» (известный также как «Алый багрянец») — новая версия «Убийц медового месяца», на этот раз мексиканская. Сюжет все тот же, только героев зовут по-другому. Если Николас обольщал и грабил старушек, то после встречи с Корал ему пришлось немного изменить тактику: они начинают убивать женщин. В самом деле, куда деваться ограбленным и обманутым старушкам? Возможно, это более точная постановка классического сюжета или самостоятельная экранизация истории известных на всю Америку криминальных любовников, прославившихся в середине ХХ века чередой кроваво-красных убийств. В фильме сохранена важная деталь: у женщины – прототипа убийцы в реальной жизни были дети. Картина эта всяко лучше провальной голливудской поделки.

 

crim-10

Самый неудачный ремейк всех времен и народов. Все тот же сюжет, все та же тема: парочка возлюбленных работает «санитарами леса», убивая пенсионерок, но перед этим даря им призрачную надежду на личное счастье. Судите сами: она — знойная мексиканская красавица, которую фанаты еще помнят по экзотическим танцам в «От заката до рассвета». Он — актер и музыкант, кумир миллионов девочек. Эти актеры должны изображать двух отчаявшихся неудачников: она — одинокую, никому не нужную женщину, а он — лысого, никому не нужного альфонса. Получилось у них, откровенно говоря, плохо. Феерический промах в подборе актеров. Есть, правда, и луч света: по следу двух голубков идут сыщики — Джон Траволта и Джеймс Гандольфини. Но они погоды особо не делают и фильм не спасают. Смотреть кино можно как комедию. Впрочем, любопытно наблюдать за тем, как хорошая старая идея отвратительно реализуется в современном ключе. У фильма высокие оценки, но явно их поставившие не видели других вариантов легенды о парочке маньяков.

 

crim-11

Посмотрев «Одинокие сердца», любой уважающий себя режиссер решил бы отстоять честь «Убийц медового месяца» и переснять фильм заново, а главное — сделать это лучше. Похоже, Фабрис Дю Вельц руководствовался именно этим императивом. На сей раз это бельгийский вариант американского фильма, хотя у него даже больше общего с ретротриллером Артуро Рипстейна. По крайней мере у героини есть дети, как и было в реальной жизни. На этот раз убийцы делают все то же самое, разве что маньяков-любовников теперь зовут Глория и Мишель. Смотрится хорошо. У Дю Вельца талант снимать такое кино. Лучше, чем его арт-хоррор «Душа», но не лучше его дебютного «Испытания».​

blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Последние посты