Почему мы так ужасно ведем себя за рулем?

В диснеевском короткометражном мульте «Страсть к мотору» 1950 года Гуфи предстает перед зрителями в роли мистера Уокера — законопослушного, доброго и вежливого городского жителя, поведение которого в корне меняется, когда он садится за руль. Мистер Уокер превращается в мистера Скоростные Колеса, безумного, эгоистичного монстра без тормозов (во всех смыслах). Облаченный в свои «доспехи», мистер Скоростные Колеса начинает орать на других, слетает с катушек при появлении любого, даже самого незначительного, раздражителя, но все равно считает себя хорошим водителем.

Вы, образованный, интеллигентный, чуткий человек, ведете себя как глупый Гуфи. В чем прична?

 

1 Почему мы так ужасно ведем себя за рулем?

Частично проблема связана с феноменом, получившим в психологии название «деиндивидуализация». Этот термин появился примерно в то же время, что и «Страсть к мотору». Он обозначает состояние потери самосознания, когда человек перестает чувствовать личную ответственность. Ситуации, в которых с вами может приключиться эта напасть, бывают самыми разными, но анонимность (мнимая или реальная) всегда является ключевой составляющей деиндивидуализации.

В исследовании, проведенном в 1970 году психологом Филипом Зимбардо, это явление рассматривалось на примере группы студентов Нью-Йоркского университета. Их поместили в темноту, присвоили номера вместо имен, части раздали капюшоны, а затем попросили бить других студентов электрическим током. Зимбардо обнаружил, что испытуемые в капюшонах, которые скрывали лицо, хотели нанести вдвое больше ударов по сравнению с теми, кому достались лишь халаты с табличками.

...

2 Почему мы так ужасно ведем себя за рулем?

В нем участвовали 1300 детей, выпрашивавших сладости у соседей. В рамках эксперимента детям дали возможность украсть якобы забытые кем-то конфеты и деньги. Дети брали значительно больше конфет и денег, если были частью большой группы и если сосед не спрашивал, как их зовут и где они живут. Меньше всего краж совершалось, когда ребенок был один и ему задавали идентифицирующие вопросы.

Психолог Джейми Мэдигэн утверждает: хотя анонимность сама по себе и не подталкивает человека к антиобщественным поступкам, она может стать причиной более агрессивного и менее сдержанного поведения. Что для этого нужно? Быть частью группы и не нести ответственности за свои действия. Как это происходит, например, в онлайн-играх, бордах и чатах, говорит Мэдигэн, специализирующийся на психологии видеоигр.

3 Почему мы так ужасно ведем себя за рулем?

Машины, как выяснилось, выступают в роли тех самых капюшонов, что скрывают вас от чужих глаз. Журналист Том Вандербилт в книге «Трафик. Психология поведения на дорогах» подчеркивает, что, сидя за рулем, люди окружены другими (являются частью группы), но при этом также отгорожены от них (анонимны), будучи заключенными в свои раковины из стекла и стали.

Ученые выделяют ряд факторов, способствующих деиндивидуализации, и с большинством из них водители сталкиваются ежедневно. «Анонимность, размытая ответственность, деятельность в составе группы, эмоциональное возбуждение и сенсорная перегрузка — лишь некоторые из возможных причин деиндивидуализированной реакции», — пишет Зимбардо в «Международной энциклопедии психиатрии, психологии, психоанализа и неврологии».

Более того, добавляет Вандербилт, машины и современные автострады делают водителей немыми. Это выводит их из себя. За рулем вы вынуждены общаться самыми примитивными способами (гудки, жесты, подмигивание фарами), такое общение лишено смысловых и эмоциональных нюансов, а объем доступной другим водителям информации о вас исчерпывается сведениями о марке вашего автомобиля. В совокупности все эти факторы приводят к тому, что в груди любого водителя на загруженной дороге клокочет вулкан эмоций.

 

4 Почему мы так ужасно ведем себя за рулем?

Вернемся к наглому кретину за рулем внедорожника. Плохие новости: ученые говорят, что наше мнение о других водителях, как и об их мотивах, часто оказывается утрированным или вообще неверным. Может, водитель джипа был вынужден быстро свернуть, чтобы объехать яму на дороге, которую вы не заметили. А может, именно вы были кретином, заехавшим в его слепую зону и не заметившим, что на самом деле он включал поворотник.

Находясь за рулем, мы делаем поспешные умозаключения, потому что руководствуемся эмоциями, а не логикой и меняем местами причину и следствие.

5 Почему мы так ужасно ведем себя за рулем?

Внутренние неосознанные реакции позволяют нам быстро принимать решения, когда это необходимо, но они же являются причиной того, что вам не нравится странно выглядящий парень из техотдела и что вас бесят все велосипедисты.

Итак, если вождение и дорожное движение взращивает в нас иррациональность, если на дороге созданы почти идеальные условия для того, чтобы мы вели себя гнусно, можем ли мы сделать хоть что-то, чтобы не превратиться в мистера Скоростные Колеса? Можно, конечно, вообще не садиться за руль, это точно поможет. Но существует и другое решение: взять с собой пассажира.

Пассажиров не заботят вещи, которые раздражают водителей. Иногда они могут оспорить скоропалительные выводы негодующего водителя, пристыдить его и дать ему порцию объективности. «Исследования мозговой деятельности водителей и пассажиров в условиях имитации различных дорожных ситуаций показали, что у этих двух групп активируются различные группы нейронов, — пишет Вандербилт. — Они ведут себя совершенно по-разному». А если учесть, что водители склонны к более агрессивному поведению, когда они находятся в одиночестве, договоренность с соседом по очереди подбрасывать друг друга до метро может принести двойную пользу: сэкономите и деньги, и нервы.

Запись Почему мы так ужасно ведем себя за рулем? впервые появилась Метрополь.

blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Последние посты