Неправильный Квентин Дюпье

квентин дюпье

Дюпье – человек, обладающий многими талантами. Прежде всего его деятельность связана с музыкой и кинематографом. Успех Дюпье как культового режиссера основывается на его репутации неординарной личности. Он начал карьеру в музыкальном бизнесе в конце 1990-х и, преуспев на этом поприще, почувствовал, что для самореализации одной сферы культуры ему мало, и начал снимать кино, в котором, конечно, использует собственную музыку, а иногда строит на этом некоторые сюжетные линии. Случай Дюпье – яркий пример сознательного конструирования культа. Сначала Дюпье создал себе преданную аудиторию, а затем большую ее часть переключил на потребление новых продуктов. Вот почему каждая его картина принимается поклонниками с горячей благодарностью.

При этом, несмотря на то, что его работы скорее относятся к «артхаусу», их либо показывают на фестивалях «странного кино» (например, фестиваль фантастических фильмов в Авориазеактивная ссылка на текст про), либо не включают в конкурсные программы фестивалей традиционных (например, на Международном московском кинофестивале 2015 года). Просто картины Дюпье относятся к узкой группе современного культового кино, которое не так интересно зрителям, потребляющим обычные фестивальные фильмы. Но это – не аудитория режиссера. Ведь, ...как заметил мой двоюродный брат (кузен) Антон Кораблев, «Дюпье метафорично посмеивается над зрителями и их неуемными ожиданиями, не стесняясь быть рассекреченным. В своем фильме «Шина» он даже вводит их в кадр. Они наблюдают в бинокли, переговариваются, комментируют происходящее, жалуются на скучный сюжет — хлесткая пародия на тех, кто приходит в кинотеатр не только похрустеть поп-корном, но и сопроводить фильм своим поучительным и назидательным комментарием».

После первой попытки сделать в Соединенных Штатах легкий французский сюрреализм с загадочным названием «Неправильно» Дюпье продолжает оттачивать мастерство и завоевывать внимание поклонников культового кино со всего мира, делая англоязычные фильмы. Так, после «Неправильно» Дюпье подарил зрителям «Неправильных копов». И имел уважение. Это любопытно. Во Франции среди многих зрителей американец и поклонник Макдональдса (старик знает толк) Дэвид Линч и ныне воспринимается как «европейский», почти «французский» режиссер. Вероятно, Квентин Дюпье воспринимается во Франции как «американский» режиссер, а в США – как почти американский: в его творчестве можно обнаружить движение к традициям американского нового сюрреализма, в котором вместо линчевского жуткого присутствует фирменное нелепое и забавное от Дюпье.

2 квентин дюпье

Одно из частых понятий, с помощью которого описывают культовое кино, – это «странное» – в значении «отталкивающе странное» (weird). Фильмы Дюпье, несомненно, странные, но при этом они не отталкивают. Они могут не нравиться, но мало кто станет наделять их эпитетами «мерзкое», «отторгающее», «тошнотворное». Они странные в значении «удивительные», потому что не похожи на другие типы кинематографа. Не случайно первый опыт работы режиссера в кино называется «Это не фильм». Фактически, все кино Квентина Дюпье – это не фильмы. В лучшем смысле этого слова. Это не все те старые и отжившие свой век фильмы, которые были сняты до него. С каждой новой картиной режиссер все ближе на пути к созданию нового типа кинематографа. Но если даже и не типа, то, по крайней мере, языка.

Возможно, лучшим понятием, с помощью которого можно было бы описать творчество Дюпье, станут слова «не» или «неправильно». В одной из сцен «Неправильно» главный герой ленты Дольф спрашивает у полицейского, что именно произошло на месте аварии. Тот отвечает, что ему нужно отойти и узнать у других полицейских и тогда он точно скажет, что именно случилось. Полицейский удаляется, разговаривает с коллегой, возвращается и сообщает, что на самом деле он отходил просто так и в точности знает, что именно случилось, но не скажет этого Дольфу, потому что Дольф ему не нравится. Он так и говорит: «Вы мне не нравитесь!». Это неправильно? Разумеется. Но это все потому, что это неправильный полицейский и неправильная ситуация. Этот же персонаж переберется и в следующую ленту режиссера – «Неправильные копы». Что, конечно, тоже неправильно.

Даже термин сюрреализм на самом деле к творчеству Дюпье применим постольку, поскольку это наиболее адекватное описание его творчества. Пока что не нашлось ничего более подходящего. С сюрреализмом его роднит абсурд, столкновение – а если быть более точным, то взаимопроникновение – реальности и фантазии, нелинейность повествования. У Дюпье один фильм буквально вырастает из другого – сюрреалистическим приемом свободных ассоциаций. То есть то, что делает Дюпье в кино – это «неправильный сюрреализм».

3 квентин дюпье

С другой – это неправильное метакультовое кино. Дюпье использует элементы трэш-кинематографа, но только для того, чтобы поместить их в общую канву своего повествования. Покрышка-убийца или убийцы-телевизоры – это не метафора паракинематографа, но метафора кинематографа как такового. Кажется, что для Дюпье (и если это так, то это чистая правда) весь кинематограф – это трэш, нелепость и абсурд. Но не потому, что это общая, родословная черта кинематографа, а потому что такова сама реальность, о чем и говорится в картине «Реальность». Причем это фильм не совсем про окружающий нас мир, а про девочку, которую назвали таким странным именем – удивительным, но не отталкивающем. Можно даже сказать «неправильным» именем. Для Дюпье – реальность и есть кино, а кино есть реальность. И, конечно, никто не будет спорить, что рассуждать так, как делает это Дюпье – совершенно неправильно.

blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Последние посты