Что посмотреть на фестивале кино Blick’15

«Парк осколков», 2013

Режиссер: Беттина Блюмнер

Если попытаться выразить идею фильма одной фразой, то точнее всего будет «полная энциклопедия подростковых фрустраций». Отметим, что если прошлогодний фестиваль фильмов from Germany совершенно четко держал в фокусе внимания проблемы тридцатилетних, которая в общем сводилась к простой формулировке «отчего мне так хреново?». То в этом году нашелся герой, сумевший определить проблему более четко:

«Почему ненависть и отвращение стали основами моего существования?».

Цитата принадлежит 17-летней Саше, дочери российской эмигрантки, выросшей на задворках Берлина в окружении местных торчков и качков и небезосновательно считающей мужчин последним бастионом зла. «Выбирай: или он или мы» — заявляет Саша тетке, застуканной на месте преступления – в ванне с любовником. Сашину принципиальность в этой ситуации по-человечески понять можно: вы бы тоже так реагировали, если бы вашу мать застрелил ваш отчим на ваших глазах. Теперь в ее душе горят инквизиторские костры, в жерле которых рождается книга «История глупой рыжей женщины, которая была бы жива, если бы слушала свою старшую дочь» и планы мести относительно отчима Вадима, недальновидно отправленного в тюрьму вместо виселицы.

...

Eigentlich mag Sascha (Jasna Fritzi Bauer) Männer nicht. Bei Peter (Vladimir Burlakov) macht sie eine Ausnahme. © Neue Visionen Filmverleih

— Его можно застрелить, отравить или переехать машиной, — доверительно сообщает Саша младшему брату – семилетнему Антону Вадимовичу.

— Ты не умеешь водить машину, — сын потенциальной жертвы с детским правдолюбием требует точности в деталях.

Что это кино все же имеет некоторое отношение к женщинам и поиску, становится понятно из диалога, который происходит между Сашей и ее младшей сестрой, семилетней Алисой:

— Он что, твой мужчина?

— Он только готовится стать мужчиной.

— Это хорошо. Все мужчины – свиньи.

К сексу это поколение, родившееся много после сексуальной революции, относится сугубо утилитарно и в фильме в этом смысле за Сашу и ее друзей не стыдно:

— Пойдем, мы же договаривались позаниматься интегральными уравнениями.

— Мне больше не нужны интегральные уравнения, я всю ночь трахалась…

— Ладно, иди, сюда, сделаем это, все равно у этих презервативов скоро кончится срок годности.

— Саша, а я еще нашел презервативы с истекающим сроком годности.

Вообще «Парк осколков» — это наша Гай-Германика, лайт-версия, и потому скорее всего найдет отклик в суровых тинэйджерских сердцах.

 

«А завтра в полдень я умру», 2013

Режиссер: Фредерик Штайнер

Основная проблематика этого фильма – в каком возрасте ты достаточно взрослый, чтобы самостоятельно уйти из жизни, и другие взрослые при этом не зачморили. Вот если мне 21 и у меня муковисцидоз, и меня достало, что каждый шаг мне дается с трудом, а подъем по лестнице вообще непосильная задача, то можно или нет? В организации, продающей услуги «ассистируемого самоубийства», решили, что можно и приготовили главной героине фильма Леа, от лица которой ведется повествование, рецепт легкого коктейля, выпив который она уснет навсегда:

— Почему вы хотите умереть?

— А я и так умру.

Jacqueline Krause-Burberg (c) Peter Heilrath Filmproduktion

Правда, осталось решить пару нюансов, сообщить об этом маме, старшей сестре и бабушке, предварительно позвав их праздновать день рождения, и поставить в известность бывшего хирурга, по совместительству первого мужчины.

— Хайнер? Это Рита, сестра Леи, пациентки, которую ты лишил девственности.

— Что случилось? Она умерла?

Так вот Леа везет. А вот парню, встреченному главной героиней в том же цюрихском пансионате для смертников, гораздо меньше: ему комиссия отказывает. Он хочет уйти вслед за мамой, которую в десятилетнем возрасте обнаружил в ванне со вскрытыми венами, поэтому между пробежками и рисованием тоже периодически прочерчивает ножом на руках русла двух рек.

— Это Нил, а это Миссисипи.

— Ты плохо учил географию, Нил длиннее Миссисипи.

 

«Бульвар Шенефельд», 2014

Режиссер: Зильке Эндерс

Für die Pressebilder: © Claudia Rorarius / credo:film

История еще одной девушки-фрика, 18-летней Синди, отягощенной сложным мировоззрением и лишними килограммами и пытающейся выстраивать коммуникацию с ближайшим окружением, впрочем, весьма неуспешно. Ближайшее окружение тоже ассоциируется скорее с героями ахетипически богатого мультсериала «Симпсоны», нежели с персонажами немецкого фольклора, хотя и молодой человек главной героини марширует как заправский наци и в его ловких руках даже невинные Барби с Кеном предаются отчаянному сексу. Случайная встреча Синди с финским инженером Лейфом на территории строящегося аэропорта обещает, что история, начавшаяся в формате комедии с элементами сюрреалистического абсурда, перерастет в нешуточную мелодраму. Фильм попал в основную программу фестиваля Берлинале в 2015 – еще один повод, чтобы посмотреть.

 

«Три героини в поисках родины», 2013

Режиссер: Ирина Рериг

(c) Axel-Brandt-Filmproduktion

Три героини это: Елена Фролова – российская певица, композитор, поэт, играет на гитаре и иногда – на гуслях. Майя Степановна – ее мать. Марина Цветаева – русская поэтесса, прозаик, переводчица, одна из крупнейших поэтов ХХ века. Их монологи в фильме идут иногда друг за другом, иногда внахлест. «Первым путеводителем, первым Вергилием была Цветаева, была и остается. Меня волнами носит в сторону других поэтов, но всегда я возвращаюсь к ней. Цветаева – меня ведет с 15-ти лет, для меня это такой код, через который происходят и встречи с другими людьми», — это прямая речь Фроловой. «Париж, 2-е января 1926 года. Тишина, то есть возможность работать. Это мой давнишний вопль. Я живу не в Париже, а в каком-то квартале. Знаю метро, с которым справляюсь плохо, знаю автомобили, с которыми не справляюсь. Я никого не люблю, давно. Я год ищу глазами крюк. Я год примеряю смерть», — это цитата из письма Цветаевой. 28 августа 1941 года Марина Цветаева взялась переводить с испанского собрание сочинений Федерико Гарсиа Лорки. Через три дня повесилась. «В нашей стране жизнь человеческая ничего не стоит, а о масштабах художника или поэта узнают только после его смерти. В нашей стране чтобы стать поэтом, нужно умереть». Вот каким-то таким путем поэты обретают родину, а родина – поэтов. Очевидно, месседж фильма об этом.    

 

 «Моя мама, война и я», 2014

Режиссер: Тамара Трампе, Йохан Фейнд

— Я тебе родила зимой 4-го декабря 1942.

— Где это было, мама?

— Это было на Волге.

— А что ты там делала?

(с) Johann Feindt Filmproduktion

Что может делать женщина во время войны? Служить медсестрой. Ей 22 года. На 15-ти градусном морозе у нее начинаются схватки, она рожает ребенка в снег. «Ты выжила, представляешь? Теперь сложно в это поверить». Еще сложнее поверить, глядя на почтенную фрау с седыми буклями, изъясняющуюся по-немецки, что это бывшая русская медсестра. Период второй мировой войны – труднейший в истории ХХ века, он оставил эмоциональные шрамы, которые почти через семьдесят лет после ее окончания, доставляют страдания не одному поколению людей. «Это было трудное время, которое каждый пережил по-своему, — говорит Тамара, дочь той самой молоденькой медсестры. Ее фильм — личная семейная история, построенная на  воспоминаниях и фотографиях. После смерти матери – в возрасте 90-та лет, Тамара расспрашивает родственников и бывших фронтовых медсестер, а затем выстраивает кусочки головоломки в непростую историю ХХ века: «Моей маме понравилось бы, что я делаю. А для меня это очень важно. Но она бы себе и представить не могла, что я это действительно сделаю».

blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Последние посты