Бегущий по лезвию

tumblr_nuq5cyNW1n1rtynt1o1_1280

Не так давно мы уже предлагали свой вариант спасения отечественного телевидения через инвокацию и апгрейд действующих развлекательных шоу, но самыми чуткими получателями наших посланий оказались англичане: они первыми свернули на кривую дорожку, пользующуюся в народе дурной славой (подробнее о причинах подобного отношения можно прочитать в журналистском расследовании Роберта Шекли «Премия за риск»).

шоу-2

Так, например, в 1966 году Стивен Кинг спародировал рассказ Роберта Шекли «Седьмая жертва», послуживший предтечей всего киберпанка, и написал небольшой роман «Долгая прогулка», который по праву считается одним из лучших ранних произведений «Короля ужасов». Как говорит сам автор в предисловии, в 60-ые были невероятно популярны пошлые телевикторины и отовсюду звучали слова Кеннеди о пользе ходьбы пешком, что и соединил Кинг в своей антиутопии, действие которой, по классической схеме, происходит в недалеком будущем в США: царит тоталитарный режим и ежегодно проводится «Долгая прогулка» — пеший марафон национального масштаба, в котором за главный приз (кругленькую сумму и «все, что пожелаешь, до конца своих дней») могут сразиться юноши со всей страны. По факту, это тропа смерти и игра на выживание: сбавил темп — выговор, третье предупреждение — пуля в лоб, выбился из сил и упал — выбыл из игры. В итоге, победителем становится единственный выживший. Роман, правда, был опубликован лишь в 1979 году под псевдонимом «Ричард Бахман» (чья печальная участь известна — после деанона, господин Бахман скончался от «рака псевдонима»), но спустя три года Кинг снова вернулся к этому сюжету — так на свет появился «Бегущий человек»: настоящий шедевр и эталон антиутопии, одного уровня с «Ленинградом» Михаила Козырева и «Клубом убийц букв» Сигизмунда Кржижановского. Уверен, что все знакомы с экранизацией, в которой, как язвительно подметили авторы справочника Movies on TV and Videocassette, главные герои сражаются акцентами — венесуэльский говор Марии Кончиты Алонсо против австрийского у «железного Арни». Однако боевик Пола Майкла Глэйзера упростил книгу до уровня грецкого ореха и явил собой скорее ремейк фильма «Цена риска» Ива Буассе. Очень, к слову, рекомендуем ознакомиться с пророческим оригиналом — мощнейшее погружение на дно трущоб и насилия. Стивен Кинг вообще напророчил почти все (11 сентября, резню в школе «Колумбайн» и пр.), поэтому ему можно доверять — все будет именно так, как он написал. Не зря же его намедни Барак Обама медалькой наградил....

И данный сценарий вполне реалистичен — например, в новоиспеченном шоу не заявлен поиск настоящих рецидивистов, чьи имена висят на сайте Интерпола (хотя их поимка была бы не менее зрелищным шоу), а привлекаются обычные любители мокрухи и домоседы с иммунодефицитом азарта, сублимирующие за счет охоты, рыбалки и бокса, чьи гаджеты знают о них больше, чем они сами знают о себе. На деле же миссия ясна — госзаказ чистой воды: мол, смотрите, какая у нас крутая полиция, от нее не скрыться. «Слышишь, преступная твоя рожа, мы отыщем тебя даже в аду!» В Британии, разумеется. У нас бы шоу получилось совсем иного толка — с поправкой на менталитет, так сказать. Участник, получив деньги, тут же спустил бы их в пивной за отведенный час, а потом бы вывалился на улицу в обнимку с местными куртизанками и добровольно сдался в руки Дукалиса. А потом бы еще на следующий кастинг пришел, чтобы опохмелиться. Или спрятался бы в библиотеке — там бы точно и за три месяца не нашли бы. Или купил бы на выданные деньги ствол и за час с его помощью заработал бы на три квартиры на Котельнической набережной. Вот это было бы зрелище — любой бездомный с такими деньжищами может три года скрываться в подвале с ящиком «Шарктуза».

Но пока все это мечты — насладиться НТВшной локализацией «Преследуемого» мы сможем лишь тогда, когда франшиза доберется до стола гендиректора канала. Правда, в старину подобные опыты робко пробовали делать и у нас. Думаю, многие из вас помнят постановочное шоу «Перехват» с Николаем Фоменко, в котором «угонщика» преследовали «охотники» с мигалками, а целью этой «дороги ярости» был «АВТОМОБИИИИЛЬ» (кричать голосом Леонида Аркадьевича) — они что есть мочи газовали, как ненормальные гоняли по Москве, но так никого и не покалечили — в целом было такое себе миролюбивое и травоядное шоу а-ля «Титаны рестлинга», поэтому его быстро прикрыли.

шоу-3

Тут механика не сложная: сначала телезрителю дают кость, он ее грызет, привыкает к самой идее, а потом кость отнимают, какое-то время выжидают, чтобы разыгрался аппетит, и для пущего эффекта начинают хардкорить — именно в тот момент, когда телезритель сам начинает требовать большего. Ради этого все и затевается — еще вчера «охота» была развлечением узкого круга властной прослойки и богачей (например, всем известны пышные приемы в Третьем Рейхе, непременно заканчивающиеся стрельбой по бегающим мишеням), а сегодня подобные игрища не спеша превращаются в опиум для масс — уже сейчас мы наблюдаем за военными действиями, которые как гнойники нарывают на разных участках планеты, в реальном времени как затянувшийся сериал. В любом случае, будет интересно. Вполне вероятно, когда всем нам перевалит за шестьдесят, вместо посконного «Поля чудес» мы будем проваливаться в сон в своих плетенных креслах у камина под душераздирающие крики и выстрелы онлайн. Если доживем, конечно.

blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Последние посты